Геше Семпа Гьялцен о выполнении нёндро в разных буддийских традициях
Ученик: выполнив нёндро в традиции Бон, будут ли предварительные практики считаться выполненными в других буддийских традициях, например, в Ньингма?
Учитель: существует пять основных традиций, четыре буддийских и одна бонская, которая тоже считается разновидностью буддизма. Нёндро, предварительные практики, делаются для того, чтобы очистить наш поток сознания, очистить наши недобродетели. Когда мы все очищаем один раз, нам потом заново это очищать нужды уже нет. Все равно, что есть у нас одна кастрюлька для приготовления пищи: мы вымыли ее один раз хорошенько и потом все равно, что в ней готовить, рис или лапшу.
Ученик: у них дерево Прибежища другое.
Учитель: разные образы, как проявляются учителя и божества. По сути, все это абсолютно одно и то же. Считается, что все божества обладают одной природой, одной сутью. Есть разные линии передач и разные проявления одного и того же практически, поэтому, хотя изображения разные, по факту это одно.
Ученик: у всех у них одно состояние, состояние будды?
Учитель: одинаковое состояние будды, да. Не важно, через какую традицию мы достигаем этого состояния. Полное просветление или состояние будды подразумевает, что мы полностью раскрываем все наши благие качества и убираем все негативные аспекты ума: это уже полное состояние, окончательное. Это можно сравнить с домом, в котором четыре двери с разных сторон света. Через какую бы дверь мы ни вошли, все равно мы окажемся в одном и том же помещении. То же самое – не важно, в какой традиции мы занимаемся практиками, потому что разница лишь в небольших нюансах. Эти практики отличаются чуть-чуть, но они все ведут к одному и направлены на одно.
Ученик: я была у другого учителя, училась в традиции Гелуг, там тоже выполняла нёндро, но сейчас я пришла на эту программу, к учителю этой линии передачи. Правильно ли я понимаю, что через выполнение нёндро устанавливается, укрепляется связь с конкретной линией передачи?
Учитель: в плане того, что закладывается больше кармических связей с учителями именно бонской традиции, с божествами бонской традиции – да, это так. Но в любом случае, чем больше мы выполняем предварительных практик, тем лучше очищаются наши недобродетели и омрачения, все завесы. Потом, когда мы приступаем к основной части практики, ознакомление с подлинной природой, с пустотностью, проходит намного лучше. Есть бонские ламы, которые совершили 900 тысяч начитываний по четыре-пять раз, это нормальное явление. Если мы очистим зеркало, то сможем увидеть нашу подлинную природу, наше собственное лицо. Если же мы предварительными практиками занимаемся так, что половину слов читаем, половину не читаем, без визуализации, то потом, когда мы будем смотреть в это зеркало, оно у нас так и останется грязным.
Если вы выполняли нёндро в одной из буддийских традиций или планируете это сделать, приглашаем вас присоединиться к нашему онлайн-ретриту по практикам Пхова и Шинэ, который пройдет с 9 по 22 марта. Записаться и узнать подробности можно по ссылке https://vk.cc/claW6M